Криптовалютный рынок позитивно воспринял то, что одна из ведущих международных кредитных организаций — Международный валютный фонд — в лице ее главы, Кристин Лагард, выражает позитивный взгляд на новые финансовые технологии. В публикации госпожи Лагард подчеркнута фундаментальная роль криптовалют в преображении современного финансового мира: «ровно также, как ряд технологий, которые возникли в эпоху дот-комов, смогли радикально изменить нашу жизнь, так и те криптоактивы, которые выживут, смогут оказать существенное влияние на то, как мы сберегаем средства, как мы инвестируем и как мы оплачиваем наши счета». Любопытно, что еще месяц назад глава МВФ была настроена весьма настороженно по этой теме, а ее тогдашняя публикация красноречиво выдавала это настроение своим заголовком: «Как справиться с темной стороной криптомира».

Lagarde Christine

Теперь же, в апрельском тексте, она как будто сама себя поправляет и успокаивает: «понимая те риски, которые криптоактивы могут создавать для финансовой стабильности, все же принципиально важно, чтобы мы видели, где есть реальные угрозы, а где — безосновательные страхи». В связи с этим она делает вывод, что «вот именно поэтому нам нужна прозрачная и ясная регулятивная база, которая защитит от рисков, но одновременно с этим даст дорогу инновациям».

Стоит также вспомнить, что три года назад в интервью The Wall Street Journal госпожа Лагард сделала прогноз, что в течение пяти лет банки мира перейдут на использование криптовалют в своих операциях. Очевидно, что ее прогноз уже сбывается, так как, например, уже более ста банков в своих переводах используют платформы Ripple. Платежные системы также вовлекаются в этот процесс. Даже известная система банковских сообщений — SWIFT — в настоящее время тестирует конкурента блокчейн-платформы Ripple, систему GPI. В SWIFT не скрывают, что обеспокоены тем, что крупные банки, такие как J.P. Morgan, Citibank переходят в своих транзакциях на Ripple.

Возвращаясь к Лагард, стоит заметить, что она сама признала свою ошибку. Как уже было сказано, ранее она была скептически настроена по отношению к криптовалютам, но сейчас, смягчив свое отношение по этому вопросу, она при этом призвала соблюдать хладнокровие и не бросаться из одной крайности в другую. Глава МВФ признала, что «криптоактивы дают возможность осуществлять быстрые и недорогие по стоимости финансовые транзакции, при этом они обладают некоторыми свойствами, которые дают такое же удобство, имеющееся у обычных наличных денег». Она также уверена, что цифровизация затронет и обычные денежные средства, а центральные банки стран мира должны как раз этим заняться как можно быстрее.

Говоря о будущем, Кристин Лагард надеется, что современные финансовые посредники — брокеры и банки — не исчезнут по причине развития криптовалют. Она видит грядущий финансовый мир, как набор опций, который включает как возможности проведения операций децентрализованно, так и «по старинке», с использованием институтов классического финансового мира. Сосуществование различных возможностей, по мнению главы МВФ, создаст финансовую экосистему, которая будет более эффективной и потенциально более устойчивой к возможным угрозам для ее стабильности, чем та финансовая система, которая есть в настоящее время.

Кристин Лагард также обращает внимание на то, что масштаб рынка криптовалют (по капитализации он достиг 362,2 миллиарда долларов) не является настолько большим, чтобы создавать какие-либо серьезные риски для современной финансовой системы. При этом глава МВФ призвала регуляторов в странах быть начеку, так как торговля с большим кредитным плечом может увеличить влияние рынка криптовалют на финансовую стабильность. Кроме того, Лагард обратила внимание на то, что нужно следить за тем, насколько криптовалюты становятся интегрированной частью существующих финансовых продуктов на рынке и оценивать возникающие в связи с этим риски. Кроме того, она видит за криптовалютами потенциал того, что в случае серьезных экономических кризисов они станут «последним прибежищем» для средств инвесторов, а в таком случае возникают риски снижения спроса на обычные деньги, к чему центральные банки стран мира должны быть также готовы.

Поделиться: