Нельзя согласиться с утверждением экономиста Нуриэля Рубини, которое он сделал  на своей страничке в социальной сети Twitter: «Биткоин обрушился ниже 8000 долларов», явно делая упор на слове «обрушился».  Что же на самом деле? Во-первых, снижение в течение ограниченного периода времени стоимости идет плавно, а не обвально. Во-вторых, Bitcoin неоднократно продемонстрировал, что отскакивает от любых минимумов вверх, и это прослеживалось за всю более чем девятилетнюю историю BTC. В-третьих, непрофессионально оценивать снижение стоимости в рамках недели: необходимо смотреть на графики спада стоимости Bitcoin и видеть, что после них, как бы ни было велико снижение и продолжительно, BTC вновь поднимался.

Наконец, общий тренд на рост Bitcoin очевиден: всем алармистам стоит напомнить, что всего год назад Биткоин стоил около 700 долларов, а сейчас — «всего» около 7000 долларов. И это падение, на фоне того как в ночь с 5  на 6 февраля ключевые биржевые индексы США S&P 500 и Dow Jones оказались в свободном падении, теряя весь рост с начала этого года и уходя в минус. К тому же в мире нет больше активов, как Bitcoin и ряд других криптовалют, которые бы так быстро выросли в стоимости за последние 12 месяцев. И негативные новости от политиков Южной Кореи или Китая могли лишь идти в ногу с той цикличностью, которая характерна для Bitcoin.

Рубини

И, кстати, стоит заметить, что экономист Нуриэль Рубини не специализировался на Bitcoin, а изучал финансовые рынки в целом. При этом, зная поведение финансовых рынков, делать вывод о том, что Биткоин «обрушился», вряд ли стоит на основе того, что, как он пишет, «Биткоин снизился на 60% с пикового значения, на 40% за месяц и на 10% за 2 февраля». Если сравнить динамику цен на золото с 70-х годов прошлого века по текущий момент и учесть инфляцию по доллару США, то можно легко сделать вывод, что нынешняя цена на золото — 1337 долларов за тройскую унцию — почти в два раза меньше, чем было в начале 80-х годов прошлого века. Однако это не привело к тому, что золото перестало быть важным активом, имеющим статус «резервный», то есть тем активом, который есть в запасах у большинства центральных банков мира.

По той же причине и концентрация при анализе поведения Биткоина на недельной динамике, как это делает аналитик Reuters Джеми МакГиивер в своем микроблоге («Bitcoin упал за 30% за неделю — самое большое падение за почти 5 лет»), в корне неверно: необходимо рассматривать более длинные временные периоды. Аналогично  сгущает краски Питер Шифф, глава Euro Pacific Capital, рассуждая, что «в воскресенье [4 февраля] Биткоин потерял еще 1000 долларов. Как цена пошла вниз, то ежедневное снижение на 1000 долларов выглядит все боле значимым».

Как и любой современный актив, Bitcoin и другие криптовалюты — это в значительной мере активы, инвестиции в которые должны учитывать среднесрочную и долгосрочную динамику цен, а не только короткий горизонт прогнозирования. «Медвежий рынок» по Bitcoin никогда не длился более 410 дней, что наблюдалось с 30 ноября 2013 года по 14 января 2015 года. И тогда спад составил 85%. Однако после этого все наблюдали, какой был подъем.

Поэтому совершенно неверно утверждение о том, что есть «проблема в волатильности криптовалют», как об этом пишет Винни Лингхэм, CEO компании CivicKey: «…если человек состоятельный, то он может продержаться в течение «медвежьего» рынка на протяжении ряда лет». Сразу хочется отметить: эта «проблема» явно не относится к Bitcoin и большинству криптовалют.

Во-первых, как было отмечено, максимальный период спада по Биткоину за его более чем девятилетнюю историю составлял 410 дней, то есть немногим большим одного года (где здесь «много лет», по Лингхэму?). Но, например, эта проблема сполна относится к золоту, которое несколько лет находилось в ценовой депрессии после мирового финансового кризиса 2008-2009 года, так как ФРС США, чтобы справиться с кризисом, резко снизила базовую процентную ставку и наводнила мировые финансовые рынки свеженапечатанными долларами, которые пошли главным образом на фондовый рынок, а не на рынок золота, интерес к которому у большинства инвесторов в тот период времени заметно охладел.

Во-вторых, для инвестора в Bitcoin и другие криптовалюты важно не забывать: нужно искать не только интересную точку входа на рынок, но не меньше тратить времени на анализ того, где оптимальные моменты выхода с рынка. То, что делают профессиональные управляющие с любыми активами, по которым наблюдается хоть какая-то волатильность. К 6 февраля Bitcoin снизился с исторического максимума декабря 2017 года на 64%. Это, во-первых, сопровождалось значительными колебаниями, на которых, безусловно, зарабатывали трейдеры. Во-вторых, это все еще не самое максимальное снижение BTC, которое, как было сказано выше, в 2013-2015 годах составляло 85%.

Хотя есть ли сейчас в мире активы, которые могли бы не меняться в цене на протяжении многих лет? Пожалуй, нет. Даже валюта Саудовской Аравии, которая привязана к доллару США уже много лет, на фоне снижения стоимости американской валюты к евро потеряла, получается, 17% своей стоимости к евро. Кроме того, повышение цены литра бензина в Эр-Рияде в начале этого года сразу на 40% наводит на мысль, что такая инфляция явно ударяет по реальной стоимости саудовского рияла, формально стабильного и привязанного по стоимости к ценности доллара США.

Поделиться: