Как сообщают СМИ, министерство финансов РФ рассматривает вариант выпуска в стране крипторубля, но при этом готово дать этой идее «зеленый свет», если в подобном проекте не будут задействованы финансовые ресурсы государства, а также сам процесс выпуска и функционирования такой криптовалюты будет проходить под контролем надзорных финансовых и банковских органов.

Кроме того, в таком проекте будут введены ограничения на вложения иностранных инвесторов, а вывод крипторубля на иностранные криптобиржи будет также стоять под вопросом. Особый момент — это вопрос того, а будет ли обслуживать крипторубль сделки по купле-продаже товаров оборонно-промышленного комплекса России: здесь Минфин опасается, что применение блокчейна может вызвать риски, связанные с сохранностью информации и данных, относящихся к государственной тайне.

Russia

Между тем в России все еще продолжается дискуссия по поводу того, каким может быть правовое поле для криптовалют и блокчейна. Ранее президент России Владимир Путин, отмечая, что «за криптовалютой ничего нет, она не может быть средством накопления, за ней нет никаких материальных ценностей, она ничем не обеспечена», при этом допускал, что «она может быть в известных ситуациях средством расчета». Глава российского государства при этом подчеркивал, что ключевую роль в определении отношения российского общества к криптовалюте играет ЦБ РФ. Как говорила глава Банка России Эльвира Набиуллина, «мы не будем допускать использование криптовалют как «денежных суррогатов»».

Позиции ЦБ РФ и Минфина сходятся в том, что российский рубль является единственным легальным платежным средством на территории России. Все остальное остается предметом дискуссии. Так, министр финансов Антон Силуанов высказывал мнение, что «с криптовалютами должны работать профессиональные участники рынка. Законодательство будет давать возможность вкладываться, работать с такими суррогатами только профессиональным участникам».

Как известно, в начале этого года российское министерство финансов представило законопроект «О цифровых финансовых активах». В Государственной думе же планируют рассмотреть и принять более 50 законов, касающихся цифровой экономики, и большинство таких законодательных новелл планируется выпустить в свет до конца текущего года. В стенах нижней палаты российского парламента уже звучат различные предложения. Так, глава думского комитета по экономической политике Сергей Жигарев полагает, что «легализация цифровых валют как платежного средства может помочь привлечению инвестиций из зарубежных стран, в том числе и западных, в условиях санкций. Так что перед нами находится инструмент, который поможет нам привлечь в страну капитал, в котором мы сегодня нуждаемся. Будет трансформация всей банковской и финансовой системы, пропадет посредник между проектом и инвестором, и нам к этому надо быть готовыми».

Очевидно, что Москва будет с большим интересом наблюдать за тем, как Каракас выводит в свет ряд государственных криптовалют. Для России этот опыт интересен тем, что Венесуэла также находится под санкциями США, а ее финансовая система ощущает ограничения, связанные с привлечением иностранного капитала. Важно подчеркнуть, что власти Венесуэлы пошли не только на выпуск обеспеченной нефтью криптовалюты (Petro), но и гарантировали в White Paper, что Петро будет приниматься к расчету как в государственном, так и в частном сегменте венесуэльской экономики.

Поделиться: